Так считали поэты, писатели, художники, творившие в Санкт-Петербурге, и по сей день так считают простые петербуржцы и многочисленные гости города. Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга – одно из самых популярных развлечений в теплое время года для семей, романтически настроенных пар и корпоративно настроенных коллег. А в последнее время все большей популярностью наши теплоходы пользуются у молодоженов: с каждого пятого речного трамвайчика доносятся крики «Горько!», сверкает на солнце белое платье невесты.
Писать о водных прогулках по Петербургу – дело неблагодарное, это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, а еще лучше – не один. Даже самый закоренелый петербуржец обязан хоть раз в год прокатиться на речном трамвайчике, чтоб проникнуться этой истинно петербургской атмосферой, вспомнить, в каком городе он имеет счастье жить. Тем более сейчас, когда активность инвесторов зашкаливает, и одно за другим врезаются в хрупкую ткань единой городской архитектуры новые здания в стекле.
А раньше, до революции, на воде была бурная жизнь, особенно зимой. Реки замерзали, и на льду появлялись качели-карусели, начиналась торговля леденцами на палочках, отмечались различные праздники. Поэтому горожане себе хорошо представляли тогда, как выглядит Петербург с воды. К сожалению, из-за глобального потепления в ближайшие много-много лет этой зимней жизни на воде нам не вернуть.
Зато в теплое время года жизнь на реках бурлит – эксперты даже прогнозируют в ближайшем будущем пробки. И действительно, если транспортные проблемы города все-таки возьмутся решать за счет водных пространств, пробок будет не избежать. Тем более, что гондолы у нас не в чести, и тем плавсредствам, что сейчас у нас курсируют, уже бывает сложно разойтись в узких каналах. По сути и сама река Нева – это наша вторая главная площадь, да и виды с нее открываются не менее фантастические, чем с центра Дворцовой
Количество мостов в городе до сих пор точно неизвестно: Петербург постоянно расширяет свои границы. Протяженность всех набережных вдоль воды около 200 километров, из них самые зрелищные виды – ближе к центру города, а самыми неблагоустроенными недавно были признаны набережные Невского района.
Кстати, до 1763 года все набережные Петербурга были из дерева, а первая каменная появилась благодаря архитектору Карлу Росси. Сегодня с Дворцовой набережной открывается вид на Стрелку Васильевского острова и Петропавловскую крепость. А напротив находятся здания Малого Эрмитажа архитектора Валлен-Деламота, Старого Эрмитажа архитектора Фельтена, Эрмитажного театра Кваренги – только успевай фотографировать. Первый мост (Эрмитажный) появился в том же 1763 году, а в 1767 году соорудили мост над Лебяжьим каналом, отделяющим Летний сад от Марсова поля. Не уступает по красоте и набережная Васильевского острова, откуда за водными прогулками туристов наблюдают знаменитые львы и молодежь, загорающая на ступеньках.
На Выборгской набережной находится несколько шедевров промышленной архитектуры, лучшие образцы которой надо постараться сохранить. Но для этого должна быть потребность не только у инвесторов, но и покупателей такого переоборудованного жилья. Например, в Манчестере здание бывшей ткацкой фабрики реконструировали под жилой дом, причем с сохранением некоторых элементов оборудования, и на такие квартиры в Англии и вообще в Европе есть спрос. У нас подобный проект пока планируется реализовать только в Сестрорецке.
Прелесть водных прогулок заключается в том, что в течение двух часов с воды можно увидеть все самое красивое, сливки петербургской архитектуры: Михайловский и Мраморный дворец, ограду Летнего сада, и сами мосты в том ракурсе, который с суши не поймаешь. И будьте осторожны, если вода в реке будет высокая, тогда стоя на верхней палубе, под мостами придется приседать…